Основа благочестия
Добровольное согласие человеческой воли на принятие Богооткровенной Истины, доверие к Богу как Любящему Отцу и Его Всеблагому Промыслу.
Безусловное доверие Богу. Следование Христовым Заповедям.
Все поступки совершаются в согласии с волей Божией и Тело должно покориться душе, Любовь как главное сокровище сердца. являются исполнением её. Стяжевается упование на всеблагой и премудрый Промысл Божий в любых обстоятельствах.
Верующий православный христианин является членом Церкви и ведёт активную духовную жизнь. Вера взращивается участием в Таинствах (Исповеди и Причастия), изучением Священного Писания, Жития святых и личным общением с подвижниками благочестия.
Удержание желаний, не согласующихся с волей Божией.
Греческое слово означает: держать под контролем, владеть собой. Часто оно переводится словом «самообладание и подразумевает «сдерживать пыл, влечение, желания.
Объектом воздержания могут быть:
1. порочные страсти и греховные влечения человеческой природы и
2. ее естественные нужды и необходимые потребности.
С 1-ым требуется беспощадная борьба,
а 2-ое должно подчинить духу и удерживать в разумных пределах.
Неискаженное естество и образ человека, когда тело покорено душе, а душа - духу.
Подвиг воздержания простирается вообще на все, что препятствует богоугодной жизни. С этой точки зрения воздержание (принимаемое в широком смысле), как добродетель, является родоначальной, основной по отношению к другим добродетелям.
Добродетель, заключающаяся в желании и готовности жертвовать собой, своим временем, силами, средствами ради исполнения заповедей любви к Богу и ближнему, самоотречение.
Христианская жертвенность основывается не просто на чувстве долга, но на любви. Тем не менее, святые отцы учат, что даже понуждение себя к исполнению заповедей без сочувствия сердца все равно полезно для нас. Потому что душа обретает навык делать добро, а со временем может откликнуться и сердце.
Любовь как главное сокровище сердца.
Высшими формами жертвенности являются мученичество и смерть во имя Бога.
(Простота, Незлобие) Добродетель кротости заключается в совершенном безгневии и неподвижном устроении души, пребывающей одинаковой при бесчестиях и похвалах.
Послушание. Испрашивание помощи у Бога. Самоукорение.
Терпение, безгневие, Возможность при оскорблениях от ближнего без смущения и искренно о нем молиться.
Терпение оскорблений и гонений.Кроткие силой воли своей, своим терпением укрощают гнев, успокаивают раздраженного и всегда остаются в пределах самообладания.
Совокупность совершенств, по происхождению есть дар Духа Святого, по своей сущности – обожение человека, по форме – жертвенное служение предмету любви – Богу и Его творению. Венец Добродетелей.
«Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». Преподобный Амвросий Оптинский. Жертвенное служение Богу и людям.
Поглащение всех разумений превосходящим разумом Христовым. Богословие. Немощь греховных помыслов, не могущих изобразиться в уме. Сладость и обильное утишение при скорбях. Зрение устроений человека. Плод любой добродетели – умножение любви.
Христианская любовь – деятельная и жертвенная.
(Милостыня) Сострадательное отношение к ближним, способность откликаться на их нужды. Деятельное проявление милосердия.
«Начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется; потом будешь в состоянии давать и больше и даже с лишением себя; и, наконец, уже готов будешь отдавать и все, что можешь». Св. Иоанн Златоуст
Лекарство от эгоизма. Оно облагораживает душу, умиротворяет совесть, дает внутренний покой и радость, укрепляет веру. Весьма скоро возводящая людей в Небесные своды, наилучшая защитница, учил свт. Иоанн Златоуст.
Оказание милости при жизни станет заступничеством в день Страшного суда.
Обращение человека к Богу, Богородице, Ангелам или святым угодникам Божиим.
Внимание, неспешность, памятование о Боге, пост, уединение, сосредоточенность, тишина. Молитву можно сделать потребностью только через молитвенный труд.
Матерь добродетелей. Непрестанная память о Боге, сердечная теплота, любовь к Богу и ближним.
Молитва – барометр духовной жизни. Три степени молитвы: устная, умная, умно-сердечная. Молитва является зеркалом духовного возрастания.
Уверенность в добром исходе нашей жизни, укорененной в вере в Бога, убеждение, что несмотря на всю тьму и весь грех, свет любвеобильного прощения Божия нисходит на нас и изменяет нас. Главным предметом христианской надежды является вечное спасение.
Упование на Промысл Божий в любых обстоятельствах.
Она ободряет дух в искушениях, воодушевляет на подвиги. Надеждой гордый может быть смирен, нечистый – очищен, слабый – укреплен, грешный – исправлен.
Надежда имеет своим основанием веру. Познается надежда только в приключившейся скорби. Случившаяся неожиданность, внезапная потеря, болезнь близкого человека открывают христианину глаза – на кого в действительности он надеялся.
Удовлетворение себя (одним) только необходимым.
Любление евангельской нищеты.
Милосердие к нищим, презрение к роскоши, готовность отдать последнее.
Исторгается из сердца страсть к наживе.
Фундаментальная перемена в жизни: от произвольно - греховной, самолюбивой и самодостаточной к житию по заповедям Божиим, в любви и стремлении к Богу.
Совершение в течение всей (человеческой) жизни, (никогда не бывает излишним).
Видение своей греховности; появление желания служить Богу и ближним; нрав становится непритворным и нелицемерным; искренность исповедания грехов; видение даже тонких греховных помыслов. Очищение ума. Облегчение от страстей. Переход на качественно иной образ мыслей.
Вектор жизни изменяет направление от собственного «я» к Богу.
Это особое отношение пастыря и пасомого, которое строится на глубоком доверии, взаимном уважении, творчестве, смирении, молитве, стремлении искать и находить правду Божию. В более широком смысле – согласование своей воли с волей Божией.
Отсечение своей воли (воли греховной и гордости). Для него необходимы: смирение, вера, надежда, любовь, чистота намерений, жертвенность, рассудительность).
Приходит внешний порядок жизни. Смирение рождает послушание, а послушание рождает смирение.
Церковь созидает Божию благодать, которая дается только смиренным и послушным. Настоящее послушание должно быть сознательным и творческим, потому что это есть не желание угодить и формально исполнять чьи-то предписания, а быть активным, решительным и инициативным, понимать, что нужно для пользы дела.
Правда – стремление к справедливости. Она отражена в Божиих заповедях. Исполнять заповеди Божии, возлюбить ближнего своего – тоже, что и творить правду.
Для развития этого чувства необходимо: — чаще прислушиваться к голосу совести; — исполнять заповеди Бога.
Плод правды — совершенство добродетели; из него вырастает древо жизни (свт. Иоанн Златоуст). Вставший на путь правды, прилепится к свободе во всяком деле (прп. Исаак Сирин). Признаком совершения всякой правды является радость (прп. Феодор Студит).
Человеческая правда, по аналогии с Божественной, в высшем своём проявлении должна соизмеряться с такими добродетелями как мудрость и милосердие.
Благодатный дар духовного зрения и различения воли Божией.
1. Самоконтроль. Внутреннее внимание. 2. Избегание крайностей. 3. Сообразование собственной аскезы и духовной пользы окружающих. 4. Чтение святых отцов и Житий святых. 5. Развитие навыков рассуждения. Новоначальным, неопытным необходимо недоверие к себе и послушание духовному руководителю.
Просвещенный ум. Способность принимать правильное решение в любых обстоятельствах и подавать душеполезный совет ближнему. Когда человек стяжает добродетель рассуждения, тогда он будет защищен от осуждения других.
Рассуждение – Дар Божий, а не просто интеллектуальная развитость. Без рассуждения ни одна добродетель не имеет настоящей цены в очах Божиих. Молитва, пост, милостыня— без рассуждения может обратиться даже во вред. Образом добродетели рассуждения являются руль и соль.
Сердечная сила души, выражающаяся в пламенном стремлении к добру и ненависти ко злу, христианская решимость к бесповоротному оставлению греха и исполнению Божией воли.
Необходимо преобразить противоестественную ревность о временном и преходящем, изначально присущей человеку, – ревностью к познанию Бога и соединению с Ним.
Отвага, усердие, душевная сила и телесная старательность. С ослаблением ревности приходит теплохладность.
Ревность в духовной жизни не должна исключать такую добродетель, как рассуждение. Ревность без рассуждения в патристике именуется ревностью не по разуму, неразумной ревностью (Рим. 10:2).
Обожение. Высшая степень приобщения подвижника к божественной благодати, причастность к Богу.
Святые отличаются от обычных людей той решительностью и решимостью, с которой они меняют жизнь после обращения к Богу.
О святости свидетельствуют не подвиги, а богоподобные качества.
Три степени: освящение, просвещение, усовершение.
Добродетель проявляемая в нежелании выказывать свои достоинства и заслуги.
1. Смиренное отношение человека к себе, как к творению Божьему. 2. Сокрушение о грехах. 3. Телесные труды. Скромность и смирение явственно рождается в душе от исполнения заповедей.
Скромный никогда в жизни не проигрывает; его таланты и достоинства не унижаются его скромностью, наоборот, еще больше вырастают, писал архиепископ Иоанн Шаховской. Скромных все любят; тщеславные всех отталкивают.
Скромность не означает слабости, но, напротив, она подчёркивает силу и доблесть духа.
Смирение – почитание себя грешником, не сделавшим ничего доброго перед Богом, уничижение духа, трезвое видение своих грехов. Смиренномудрие – одна из граней смирения, правильный образ мыслей человека о самом себе и окружающем его мире.
Есть два смирения: считать себя ниже всех и приписывать Богу свои подвиги (это совершенное смирение святых). Признак глубочайшего смирения, когда человек ради уничижения, в некоторых случаях принимает на себя такие вины, каких в нем нет. Чем более приближаются подвижники к Богу, тем более грешными себя видят.
Цель христианской жизни – обожение, а кто больше познает Бога, тот более и смиряется. Только этой добродетели не могут подражать бесы. Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками. О необходимости смирения говорит первая Заповедь блаженств.
Если любовь является вершиной дома добродетелей, то фундаментом ему служит смирение. Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели; оно может сокрушить крепость многих грехов. Для духовного дома христианина кирпичами являются добродетели, а известью служит смирение.
Благоговение перед Богом, боязнь оскорбить Бога греховным помыслом или поступком, утратить ощущение благодатного Божественного присутствия.
Никто не может стяжать страха Божия, доколе не освободится от всех забот житейских; когда ум будет беспопечителен, тогда движет его страх Божий и влечет к любви, учил прп. Серафим Саровский.
Отречение от суеты мира во имя любви к Богу ведет к стяжанию новоначального страха Божия, а в свою очередь страх Божий начинает вести человека к любви совершенной, к тем семи дарам Святого Духа, о которых сообщает Писание.
Страх Божий – основа прочих добродетелей. Страх Божий следует отличать от панического страха перед Богом.
Стойкое перенесение скорбей с благодарением Богу.
Терпение есть готовность к скорби и ежедневное ожидание ее. В терпении нужно упражняться прежде необходимости, чтобы, когда она настанет, быть во всеоружии. (Нужно считать любое бесчестие посланным от Бога для упражнения в его преодолении)
Терпеливому чужда обида. Терпеливый стяжевает всегдашнее спокойстви и сохраняет душевный мир в любых обстоятельствах.
Терпение вырабатывается несением скорбей. Терпение даётся Богом по мере смирения. Высшей степенью является перенесение обид с радостью, даже имея возможность отразить их.
С одной стороны, трезвение есть внимание к спасению души среди скорбей и искушений преходящего мира, противостоящее рассеянности и лености. С другой стороны, трезвение – это правильная (здравая) оценка своих сил и своего духовного состояния, основанная на познании своей немощи и уповании на Божественную благодать.
Хранение ума от помыслов и сердечное безмолвие. Ежедневное испытание ума и сердца.
Исправляя сердце, исправляем внутреннее зрение своей души. Приобретается свобода от искушений, свобода от самообмана, видение своих грехов и упование на Бога, сдержанность в радости и сохранение благоразумия в скорбях..
Духовная бдительность помогает очищению ума и сердца и стяжанию прочих добродетелей.
Любовь к богоугодному труду, желание старательно и добросовестно трудиться.
1. Избегание праздности. 2. Понуждение себя к труду.
«Возлюби труд: он, в соединении с постом, молитвой и бдением, освободит тебя от всех скверн. Телесный труд доставляет сердцу чистоту; чистота сердца служит причиной того, что душа приносит плод», учил прп. Антоний Великий.
Святитель Феофан Затворник писал, что нужно каждое дело воспринимать, как данное Богом, тогда уйдут суетливость, многозаботливость и нерадение о делах домашних и общественных.
Совершенное подчинение тела душе, чистота души и тела. «По своему этимологическому составу греческое слово «целомудрие» указывает на здравость, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни христианина, цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека» (свящ. Павел Флоренский)
Начало целомудрия – ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний. Уклонение от сладострастных бесед, скверных слов, хранение чувств, особенно зрения, слуха и осязания. Телесные труды. Пост, молитва. Избегать всего, что может положить и малейшее пятно на чистоту души. Целомудрие есть воздержание и преодоление (всяких) похотей борьбою.
Совершенство целомудрия – чистота зрящая Бога.
5
Пт |
8.30 Утреня, Часы, изобразительные
16.00 Литургия Преждеосвященных Даров (15.40 — исповедь) Прмч. Никона Сицилийского, епископа и 199-ти учеников его (251) |
6
Сб |
Служба в Мансурово
9.00 Литургия (исповедь в 8.30) Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. 16.00 Всенощная (15.40 — исповедь) Вынос Креста |
7
Вс |
8.30 – водосвятный молебен
9.30 Литургия (исповедь в 9.00) Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная. Благовещение Пресвятой Богородицы. |
13
Сб |
9.00 Литургия (исповедь в 8.30)
Поминовение усопших. Святителя Иннокентия, митр. Московского. 16.00 Всенощная (15.40 — исповедь) Прп. Иоанна Лествичника |
14
Вс |
8.30 – водосвятный молебен
9.30 Литургия (исповедь в 9.00) Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника |
17
Ср |
16.00 Утреня с чтением Покаянного Канона.
Четверток Великого канона. |
19
Пт |
16.00 Утреня с чтением Акафиста. ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ |
20
Сб |
9.00 Литургия (исповедь в 8.30)
ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (Суббота Акафиста) 16.00 Всенощная (15.40 — исповедь) Прп.Марии Египетской. |
21
Вс |
8.30 – водосвятный молебен
9.30 Литургия (исповедь в 9.00) Неделя5-я Великогопоста. Прп.Марии Египетской. 11.30 СОБОРОВАНИЕ |
27
Сб |
9.00 Литургия (исповедь в 8.30)
Лазарева суббота 16.00 Всенощная (15.40 — исповедь) Вход Господень в Иерусалим. |
28
Вс |
8.30 – водосвятный молебен
9.30 Литургия (исповедь в 9.00) Вход Господень в Иерусалим. |
1
Ср |
8.30 Литургия Преждеосвященных Даров
Великая Среда |
2
Чт |
8.30 Часы, изобразительные, вечерня с Литургией
свт. Василия Великого Великий Четверг 16.00 Утреня Великой Пятницы (с чтением 12-ти Евангелий) |
3
Пт |
8.00 Царские часы
Великая Пятница 16.00 Вечерня Великого Пятка (вынос плащаницы) утреня Великой Субботы (погребение плащаницы) |
4
Сб |
8.30 Часы, изобразительные, вечерня с Литургией свт. Василия Великого
Великая Суббота
Освящение куличей (с 12 до 17) 23.00 Полунощница, крестный ход 00.00 Пасхальная Утреня. Литургия. |
5
Вс |
Светлое Христово Воскресение. ПАСХА.
16.00 Пасхальная Вечерня. |
6
Пн |
Служба в Голубино
12.00 Пасхальный молебен Понедельник Светлой седмицы |
7
Вт |
9.00 Литургия (исповедь в 8.30)
Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери. |
8
Ср |
Служба в Глотаево
9.00 Литургия (Пасхальные Часы в 8.45) Крестный ход. Среда Светлой седмицы. Апостола и Евангелиста Ма́рка (63). |
9
Чт |
Служба в Мансурово
9.00 Литургия (Пасхальные Часы в 8.45) Крестный ход. Четверг Светлой седмицы. святителя Стефа́на, епископа Великопермского (1396). |
10
Пт |
9.00 Литургия (Пасхальные Часы в 8.45)
Водосвятный молебен, Крестный ход. Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери Живоносный Источник |
11
Сб |
9.00 Литургия (Пасхальные Часы в 8.45)
Крестный ход. Суббота Светлой седмицы. Апп. от 70-ти Иасо́на и Сосипатра, мученицы Керкиры девы и иных, с ними пострадавших (I) 16.00 Всенощная (15.40 — исповедь) |
12
Вс |
8:30 Молебен
9.30 Литургия (исповедь в 9.00) Крестный ход. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы (Антипасха) 16.00 Акафист Архистратигу Божию Михаилу |
14
Вт |
9.00 Литургия (исповедь в 8.30)
Радоница. Поминовение усопших |
18
Сб |
9.00 Литургия (исповедь в 8.30)
Иконы Божией Матери: «Неупиваемая Чаша» (1878) 16.00 Всенощная (15.40 — исповедь) |
19
Вс |
8.30 – водосвятный молебен
9.30 Литургия (исповедь в 9.00) ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК: Святых жен-мироносиц. 16.00 Акафист Архистратигу Божию Михаилу Последование народного пения |
21
Вт |
9.00 Литургия (исповедь в 8.30)
Апостола и Евангелиста Иоа́нна Богослова (98–117) 16.00 Всенощная (15.40 — исповедь) |
22
Ср |
9.00 Литургия (исповедь в 8.30)
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК: Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087). |
25
Сб |
9.00 Литургия (исповедь в 8.30)
священномученика Ермоге́на, патриарха Московского и всея России, чудотворца. 16.00 Всенощная (15.40 — исповедь) |
26
Вс |
8.30 – водосвятный молебен
9.30 Литургия (исповедь в 9.00) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном 16.00 Акафист Архистратигу Божию Михаилу Последование народного пения |
28
Ср |
9.30 Литургия (исповедь в 9.00)
водосвятный молебен Преполовение Пятидесятницы |
Адрес: 142034, Московская область, Домодедовский район, с. Михайловское, стр. 28А.
Маршрут на google картеЧасы работы: Храм открыт во время богослужений
Священник
Анатолий Фадеев